Жителей Петербурга, одной из музыкальных столиц мира, недаром называют публикой искушенной, взыскательной и даже капризной — их трудно чем-либо удивить. Но маэстро Юрию Темирканову это все-таки удалось.

Он придумал и воплотил в жизнь идею фестиваля, который стал для петербуржцев своеобразным музыкальным «окном в Россию», а для многочисленной армии исполнителей, работающих в разных краях страны, — бесценной возможностью представить свое искусство в престижных концертных залах, знаменитых особняках и дворцах. Причем наряду со знаменитыми музыкантами со всего мира. И что интересно, полные залы собирают не только «громкие имена», но и не слишком известные широкой публике коллективы и исполнители из «глубинки».

— Нынче мы в десятый раз приняли участие в «Рождественских музыкальных встречах в Северной Пальмире», — рассказывает художественный руководитель Мурманской филармонии Сергей Гиваргизов. — Так что этот фестиваль, хоть и являлся семнадцатым, для нас был юбилейным. За прошедшие годы в нем приняли участие практически все наши коллективы и солисты — камерный оркестр под управлением Дамиана Йорио, ансамбли «Мурманск-классик-трио» и «Дивертисмент» вокалистки Раузалия Гиваргизова и Антонина Панченко, пианистка Елена Тимофеева, флейтистка Елена Харинова...

В свое время, будучи солистом филармонии, Сергей Георгиевич первым из мурманских музыкантов проложил дорогу в Северную столицу и до сих пор вспоминает об этом с гордостью и явным удовольствием. Вместе с пианисткой Людмилой Пастер он выступал в Музее театрального и музыкального искусства, где стоит рояль знаменитого в прошлом тенора Николая Фигнера, на котором не раз музицировал его друг — Петр Ильич Чайковский. Такие события остаются в памяти на всю жизнь.

— Мы стремимся к тому, чтобы наши концерты всегда имели свою «изюминку», не были проходными, -продолжает Сергей Гиваргизов. — Например, свое второе выступление на фестивале я посвятил столетию первых гастролей Энрико Карузо в Санкт-Петербурге. И это вызвало неподдельный интерес публики и самих организаторов, не знавших о такой дате. Прекрасные отзывы получили выступление наших музыкантов к 320-летию со дня рождения Генделя и программа старинной музыки «Амен, аллилуйя»… Может быть, поэтому среди представителей российских регионов мурманчане стали одними из самых активных участников фестиваля.

Солист филармонии, лауреат международного конкурса «Дуэттино» гитарист Андрей Скороходов изъездил с сольными программами всю Мурманскую область вдоль и поперек. Поездка на питерский фестиваль нынешней зимой стала для него прекрасной возможностью, как говорится, и на людей посмотреть, и себя показать. Кстати, среди гостей фестиваля — а они приехали не только из раз­личных краев России и ближнего зарубежья, но и из Италии, США, Финляндии — он оказался единственным гитаристом.

Андрей — музыкант тонкий, лиричный, ответственно относящийся к каждому своему выступлению даже перед самой непритязательной аудиторией. К поездке в Петербург он начал готовиться еще с весны. Необходимо было составить программу, соответствующую высокому уровню фестиваля и в то же время интересную для многих слушателей. Для этого пришлось разучить несколько новых произведений: шесть паван Милана, три испанских танца Родриго и знаменитую «Легенду» Альбениса.

Буквально накануне отъезда Андрей успешно отыграл фестивальную программу в Мончегорске и сел в поезд с легкой душой. И перед выступлением в Питере, которое состоялось в только что от ремонтированном, очень красивом и уютном зале знаменитого Дома концертных деятелей на Моховой почти не волновался.

— Первый пассаж сыграл хорошо — и все, дальше так и пошло Даже не ожидал, что так спокойно с программой справлюсь! Был собранным, отлично чувствовал зал, рассказывает Андрей Скороходов вернувшись в Мурманск. — Среди слушателей были музыканты, студенты музучилища и консерватории, просто любители классической гитары. В репертуаре многих гитаристов есть произведение Брауэра «Однажды в ноябре». В нем средняя часть обычно играется на контрасте с остальными — лиричными частями. А я не стал этого делать, и неожиданно получилось очень красиво! То есть сыграл непредсказуемо. Думаю, музыканты это оценили… Во всяком случае, принимали очень тепло.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 23 января 2008 года.

газета «Мурманский вестник»