— А теперь не садитесь — яхочу, чтоб вы все танцевали! — велела Мари Бойне залу, стоя вызывавшему ее на бис. И — такое в филармонии, кажется, было впервые — сотни людей, битком набивших партер и балкон, по мановению руки этой женщины пустились танцевать. Кто исступленно отбивал ритм ладонями, кто отплясывал, как заправский танцор, — молодежь и пожилые, неформалы и респектабельная публика, чиновники и дипломаты, студенты и депутаты, норвежцы и россияне… А на сцене кружилась, раскинув руки-крылья под огненного цвета шалью, сама певица, словно заколдовавшая этот разношерстный зал, очаровавшая его в одночасье.

Концерт Мари Бойне, звезды саамской культуры, вокалистки, поэта и композитора, прошел в областной филармонии в рамках Дней Норвегии. Точнее, стал главным событием «Норвежских дней по-финнмаркски» трехдневной программы, подготовленной делегацией приграничной губернии Финнмарк, с которой наша область дружит уже два десятка лет. Визит удивительной певицы стал настоящим подарком для северян — ее слышат в лучших залах мира, творчество Мари признано уникальной страницей истории музыки. Этно-джаз, смесь фольклорных напевов северной Европы с суперсовременными находками, элементами рок-культуры — она стала первой, кто запел так — и прославился.

А начиналось все совсем не просто.

— Для меня самой странно, что я стала певицей, — признается Мари. — Да, я с детства слышала пение псалмов на саамском языке, но серьезно о музыке моего народа тогда никто не говорил. Мы не слышали ее ни по радио, ни на концертах.., Интерес к культуре саами был практически предосудительным делом… Я начала петь по-саамски, когда к нам относились пренебрежительно.

Дискриминация коренных народов, имевшая место в прошлом, для Бойне до сих пор больной вопрос. Она не только певица, но и общественный деятель, борец за права саами, точнее, за равноправие: оскорбляет ее не только униженное положение малых народов — оно уже ушло в прошлое, — но и снисходительное отношение к ним… Для Бойне родная культура не музейный экс­понат, а живая и радостная стихия.

— В наших четырех странах, где лопари проживают компактно, их традиции подлинно жизнеспособны, — убеждена певица. — Впрочем, «большие народы» все равно не должны забывать: коренному населению нужна поддержка. И финансовая, и законодательная. Но главное— внимательное и уважительное отношение...

Мари говорит о своей культуре горячо, и в ее устах эти не новые слова звучат искренно и вызывают доверие. Они не пустые — Бойне прошла долгий путь и по опыту знает, как бывает непросто учиться уважать в себе национальные корни. Девушка из лопарской коммуны Карашьок впервые вышла на сцену в восьмидесятом году, когда ее соплеменники стремились к ассимиляции с норвежцами. А она запела на родном языке — и чудо произошло с нею самой:

— Музыка стала для меня своего рода терапией. Научила не стыдиться саамского происхождения. И до сих пор это мое лекарство. Это все равно что дышать! Музыка забрала меня в путешествие в саму себя и вовне, в мир.

Мир открылся Мари Бойне на концертных поездках: 11 дисков, выступления враз­ных странах… Она давно переросла статус исполни­тельницы этнических ком­позиций. Ее музыка — совсем иное. Свое. Это уже не язык саами — просто язык искус­ства, таланта, сердца.

Кстати, насчет путешествия внутрь себя Мари вы­разилась на редкость точ­но: слушая ее композиции, отправляешься в путь по тропинкам потаенного мира, летишь в глубь собственной души… Ощущения сродни медитации или видениям Карлоса Кастанеды, блуж­давшего во снах по диковин­ным странам. Только музыка Бойне не пугает, как пляска шамана, не отнимает силы, как колдовство, а напротив — дарит их. Она вся заряжена радостной энергией, от ко­торой действительно труд­но не пуститься в пляс. От которой лица всех слушате­лей светятся улыбками. Это очень добрая стихия...

Впрочем, и волшебства вокалистка не отрицает, улыбается, слыша вопрос о магии:

— Эту магию я ощущаю каждую минуту, всю жизнь. Она внутри меня. Она дейст­вует, определяет многое в жизни. Но она у каждого — своя. Мари исполняет песни на стихи саамских авторов, но много пишет и сама. Ее ком­позиции— о природе и одино­честве, о любви и доброте. На вкладке к последнему диску, «В руки ночи», при­веден английский перевод ее стихов. Они и правда очень добрые. В программе вокалистки есть народные напевы, но ее стихия— имп­ровизация. И песни всякий раз звучат по-новому. Бойне не случайно тяготеет к джа­зу: ей присущи мастерство и абсолютная свобода — две составляющие этого инту­итивного искусства. Таковы и ее верные спутники-музы­канты. Пятеро колоритных мужчин: гитары, бас, удар­ные, труба — каждому Мари дает солировать, каждый с азартом демонстрирует свой кураж, свой драйв. На них, как и на зал, действу­ет волшебство Бойне, это сразу заметно, так заворо­женно они следят за ее дви­жениями, так чутко акком­панируют.

Богатство Мари— уникаль­ный голос. Диапазон певицы точно создан для джаза: ей дается все, от шепотов-за­говоров до верхнего регис­тра, пронзительных кликов, в которых сама страсть. Без напряжения, на легком дыхании она берет любую ноту. Притом что певица— что греха таить— заядлая курильщица.

— А секрета никакого нет, — смеется она. — Ничего я не делаю специально для сохранения голоса. Просто природа дала. Даром!

Так — даром — голоса даны, наверное, только певчим птицам. Да Мари и похожа на птицу, когда, раскинув руки, будто летит, запроки­нув голову с разметавшими­ся волосами, глядя куда-то внутрь себя. Ее напевы слы­шит сердце — и наполняется радостью.

Очень разная: вот она берет в руки бубен — и ис­полняет ритуальную песню, которую положено петь над колыбелью новорожден­ного, заклинание счастья, мира и добра. А вот вовсю «зажигает» под ритмы на­стоящего рока. А вот просто и ясно улыбается: малень­кая, изящная женщина, об­щительная и открытая...

Мари любит Россию: при­езжала в Мурманск в са­мом начале музыкальной карьеры, пела в Ловозере, после московских гастролей записала диск «Встречи в Москве» — и сейчас, отра­ботав двухчасовой концерт, пришла ввосторг от эмоцио­нальности публики, так что наверняка еще вернется. Она просто любит дарить добро и радость, это и есть главный секрет чуда, которое можно называть как угодно: джазом, роком или этно, но на самом деле у него только одно имя — Мари Бойне.

Татьяна БРИЦКАЯ, газета «Мурманскиий вестник», 17 мая 2008 год

газета «Мурманский вестник»