Прямо с трапа самолета Елена Образцова отправилась покорять Мурманск. Поразив встречавших ее сотрудников филармонии, вместо отдыха в гостинице устроила «экспресс-тур» по проспектам и закоулкам города.
Рынок, рыбные ряды, антикварная лавка — на традиционную экскурсионную программу это не похоже. Зато Образцова, казалось, прямо-таки заряжалась весельем, покупая пуховый платок у торговки, поначалу отказавшейся принимать ее за примадонну. Признав в покупательнице великую певицу, бабки кинулись к ней с нехитрыми подношениями. Подаренные кем-то теплые носочки, по словам Елены Васильевны, очень выручили потом в гостинице.
— Было очень трогательно, что бабули меня узнали, неожиданно и приятно посреди этого холода и ночи встретить проявление такого теплого и искреннего чувства, — рассказывала Образцова уже после концерта, воскресным вечером. Надо сказать, в день выступления она старается не выходить из дома или, в нашем случае, гостиничного номера, ни с кем не общаться и не давать интервью до своего появления на сцене. Суевериями прима не страдает, просто всецело настраивается на музыку и работу с залом. А вот общение с публикой во время концерта считает обязательным.
— Я очень довольна концертом, — призналась она. — Дело в том, что сегодня было очень хорошее настроение, а причина — ваша публика. Ей огромное спасибо — не так часто удается установить контакт с залом с первых минут выступления, здесь же сразу возникла очень интимная атмосфера.
Елена Образцова привезла и русские романсы, и французскую музыку XIX — XX веков — от хрестоматийного Клода Дебюсси до редкого цикла Рейнальдо Ана на стихи Поля Верлена. Не отказалась гостья и несколько раз выйти на бис, исполнив арии из оперетт. Королеве сцены, которой, по ее признанию, лучше всего поется в Ла-Скала, Метрополитен-опера и Большом, так понравился мурманский зал, что она вновь готова приехать в Заполярье:
— Буду рада, если пригласите меня снова, тогда я бы спела и арии из опер — с вашим симфоническим оркестром, и музыку эпохи барокко, и произведения русских композиторов, и немецкую, и испанскую, и итальянскую музыку… У меня безумное количество программ, привезу вам что угодно!
Счастливая и окрыленная, Образцова без всяких церемоний общалась с поклонниками, вмиг заполнившими гримерку, раздавала автографы, благодарила пришедших в филармонию, шутила и смеялась. «Ой, какой хорошенький!» — иронически воскликнула, оценив брутальную внешность мурманского живописца Николая Завертайло, попросившего запечатлеть его со знаменитостью. «Я смотрела на вас весь концерт. У вас потрясающе одухотворенное лицо!» — пожала руку скромной женщине, попросившей автограф.
Как правило, Елену Васильевну сопровождает пара крохотных пуделих. Питомицы — на всех гастролях, а вот на Север приехать не смогли: одна из собачонок только что произвела на свет потомство, так что тут не до разъездов. А вот другой талисман певицы — с ней.
— Это мой Бобка! — улыбается гостья. — Плюшевый песик. Хотя сейчас уже трудно сказать, что плюшевый, — он на год старше меня, а мне в наступающем году будет 70. Так что вид у Бобки довольно неприглядный, одно ухо и вовсе из лоскута гимнастерки. Мамочка купила его, когда была мной беременна, и это единственная игрушка, пережившая со мной блокаду и вообще всю войну.
Образцова без малейшего кокетства говорит о возрасте, да и о секретах своей внешности, она никогда не скрывала, что прибегает к «пластике». Однако главный секрет ее молодости — и душевной, и артистической — совсем в ином:
— Единственная тайна — любовь! — восклицает певица. — Любите всегда, это дает силы, радость, надежду, блаженство, нежность, страсть, это главное проявление жизни на земле. Если перестать любить, просто уйдешь из жизни. Я люблю — вот и весь мой секрет!

Татьяна БРИЦКАЯ, газета «Мурманский вестник», 23 декабря 2008 года

газета «Мурманский вестник»