Эмоциональный, яркий, неожиданный. Высоченный, кудрявый и борода­тый — ни дать ни взять Санта-Клаус! Такой огромный, что с ним рядом поначалу теряешься. Веселая улыбка, звучный голос, живые лукавые глаза. От него так и ждешь подарка, волшебства. И волшебство, кстати, не медлит явиться: он поднимается на сцену, внимательно глядит на оркестр — на мгновение в полутемном зале воцаряется напряженная тишина — взмахивает рукой, и начинается музыка. Музыка, которую никто здесь еще не слышал, которая прежде была мертва, которую он оживил, воссоздал почти из ничего. Он — это норвежский дирижер Терье Бойе Хансен.

— Она была практически утеряна — в архиве остались только партии солистов и пианиста. Ни партитуры, ни оркестровых партий мы не могли найти. А ведь это было совершенно уникальное произведение, много значившее для всего норвежского народа! — Терье Бойе Хансен, дирижер Мурманского филар монического оркестра, эмоционально вспоминает историю воскрешенного им «Реквиема» композитора Сигурда Исландсмуена. Это произведение мурманские зрители впервые услышат завтра: в филармонии вовсю идут репетиции концерта.

Исландсмуен, почти всю жизнь проработавший органистом в маленькой церкви городка Мосс, оставил после себя немало симфоний, опер, ораторий, но «Реквием» считался одним из самых необычных произведений.

— Это, по сути дела, единственный норвежский реквием, — говорит Терье Бойе Хансен. — Наша страна сугубо протестантская, а реквием — типичный жанр католической церковной службы. Но, использовав эту вроде бы чуждую скандинавской культуре форму, композитор создал совершенно национальное произведение. Музыка полностью построена на народных норвежских мелодиях.

Реквием — заупокойная служба, цикл печальных молитв, к тому же норвежец наполнил его трагическими мотивами, навеянными тревожным временем: Исландсмуен сочинял в конце тридцатых годов, накануне Второй мировой. А впервые произведение было исполнено в Норвегии уже во время немецкой оккупации.

— У нас в стране еще живы многие, кто слышал эту музыку в те годы, — рассказывает Хансен. — Они вспоминают, как удивило их то, что исполнение «Реквиема» не было запрещено фашистами, ведь он просто пронизан национальным духом норвежцев! Мы восстанавливали эту музыку в первую очередь для них — для тех, кто помнит ту войну. Впрочем, кроме того, она просто великолепна — и была забыта незаслуженно.

В музее музыки Хансен нашел микрофильм, сохранивший авторские нотные записи, — по ним-то и восстановили партитуру. Три года назад воскрешенное произведение было впервые исполнено в Норвегии — и с тех пор путешествует по всей Европе.

— Я постоянно получаю приглашения дирижировать реквием в разных городах — в Германии, Дании, Швеции, — говорит маэстро. — Российские слушатели еще не знакомы с ним — завтра состоится премьера.

Мурманчан познакомят с необычной музыкой оркестр, четверо вокалистов — норвежцы Ульф Ойен и Тронд Гудервольд, петербурженка Лариса Селиверстова и мурманчанка Раузалия Гиваргизова, а также камерный хор «Амадеус» под руководством Валерия Иванова. Репетиции идут полным ходом, однако дирижер еще не вполне доволен.

— Мы с оркестрантами понимаем друг друга, — говорит он, — но вот уже два года, что я работаю с ними, наблюдаю серьезную проблему вашего коллектива. Все исполнители трудятся как энтузиасты — вечерами, после основной работы в музыкальных школах или других коллективах. Но эта самая работа отнимает и силы, и время — и оркестр звучит совсем не так, как мог бы… Кроме того, для такого города, как Мурманск, для такой сцены, как эта, нужен большой оркестр, способный решить любые задачи. Ваш же может многое, но далеко не все. Мурманск заслуживает боль­шего, а эти люди — талантливые и самоотверженные — того, чтобы все силы отдавать оркестру, не размениваясь ни на что другое.

Терье Бойе Хансен, сменивший на посту главного дирижера англичанина Дамиана Йорио, первого руководителя коллектива, открывает свой третий мур­манский сезон. Срок его контракта истекает в 2008 году. На будущее он пока не загадывает:

— Вы знаете, что я работаю в Норвежской опере и приглашен в Россию именно как ее музыкант. Если «Статойл», спонсор оркестра, сочтет нужным продлить контракт с нами, я, наверное, снова приеду. Впрочем, сейчас я тоже разрываюсь от нехватки времени. Много работы в опере, а еще — со старинной музыкой.

Дело в том, что Хансен весьма увлечен архивной работой. В музеях, библи­отеках, старинных собраниях он ищет забытые произведения, реставрирует их, издает и представляет слушателям. Сейчас у него в работе две старинные норвежские оперы и несколько оркестровых композиций. Так что воскрешенный реквием, который дирижер привез в Россию, — один из плодов увлечения всей его жизни.

И все же, несмотря на занятость, Терье Бойе Хансен подумывает о новых визитах в Мурманск, уже после 2008 года. Сюда его привлекают благодарная публика и чуткие исполнители. Но...

— Я бы работал у вас хоть постоянно — только при некоторых условиях, — честно говорит он. — Если бы оркестр был более профессиональным, если бы ему уделялось больше заботы, если б мы все чувствовали, что нужны этому городу...

Татьяна БРИЦКАЯ, газета «Мурманский вестник», 26 октября 2007 года.

газета «Мурманский вестник»