Об этом питерский профессор узнала на выступлении мурманчан

Уже пятнадцатый год подряд фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» предоставляет музыкантам областных филармоний благодатную возможность выступить наравне со всемирно известными российскими и зарубежными мастерами. Концерты, проходящие в лучших концертных залах Петербурга, собирают не только любителей классики, но и профессиональных музыкантов, участников и организаторов фестиваля. Знаменитые артисты, профессора высших музыкальных учебных заведений с искренним интересом оценивают мастерство своих коллег, приехавших из самых разных областей России. Поэтому участие в фестивале — это всегда возможность получить профессиональную оценку своей работы, завязать интересные знакомства, сделать шаг вперед в своем творческом росте.

Артисты Мурманской областной филармонии — одни из самых активных участников «Рождественских встреч».

— Впервые нас пригласили в Петербург в 1998 году, — рассказал художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов. — С тех пор на фестивале побывали почти все наши солисты и коллективы, даже оркестр с его первым главным дирижером Дамианом Йорио. Нынешние «Рождественские встречи», проходившие, как всегда, под патронатом маэстро Юрия Темирканова, были посвящены 15-летию Союза концертных деятелей России. В них приняли участие музыканты из республик Карелия и Коми, из Белгорода, Воронежа, Твери, Москвы, Петербурга, зарубежные исполнители из Болгарии, Швейцарии, США и Италии.

Концерт мурманчан, посвященный 320-летию со дня рождения великого немецкого композитора Генделя, состоялся в Доме концертных деятелей на Моховой, в прекрасном зале с роялем знаменитой немецкой фирмы «Бехштейн». Пианистка Елена Тимофеева впервые принимала участие в подобной поездке. Она выступала в качестве аккомпаниатора, а также исполняла соло старинный танец «Аллеманда». Произведения композиторов XVII века нелегки для современных исполнителей. В те времена, как объяснила Елена, само «строение» музыки было иное. Надо было не только играть написанные композитором ноты, но и уметь украшать мелодию, импровизировать. Однако — в строгом соответствии с существовавшими традициями. Поэтому при исполнении старинных сочинений так важны вкус и чувство стиля.

Сложилось мнение, что исполнять Генделя нужно строго, величаво, «монументально». Мурманские музыканты — вокалисты Сергей и Раузалия Гиваргизовы, флейтистка Елена Харинова и Елена Тимофеева — предложили совершенно иное прочтение — живое, страстное. И нашли полное понимание у питерской публики и коллег-музыкантов. «Я впервые услышала, как надо петь Генделя», — призналась профессор Петербургской консерватории Татьяна Хит-рова. А заместитель председателя СКД Мария Панфилова восхитилась серебристым сопрано Раузалии и пообещала организовать ей в ближайшем будущем сольный концерт. Удостоилась похвал и Елена Харинова. Выдающийся болгарский флейтист Георгий Спасов, многие ученики которого сделали международную карьеру, пригласил ее в Софию на свой мастер-класс.

— Большую исследовательскую работу пришлось проделать нашему музыковеду Светлане Бобрицкой, — отметил Сергей Гиваргизов. — В своем вступительном слове ей удалось очень ярко и выразительно рассказать об эпохе, в которую жил и творил Гендель, о его знаменитой оратории «Мессия», операх «Оттон», «Ксеркс», «Ринальдо», «Деидамия», арии из которых мы исполняли. Считаю, что наш успех во многом и ее заслуга… Классическая музыка, в том числе и старинная, — не застывший музейный экспонат, она находится в вечном движении. И если ты вкладываешь в ее исполнение душу, соб­ственные переживания, то всегда найдешь отклик у слушателя. Нам это, кажется, удалось. Во всяком случае, приглашение на следующий фестиваль мы уже получили.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 18 января 2006 года.

газета «Мурманский вестник»