Для своего последнего в нынешнем музыкальном сезоне концерта Мурманский филармонический оркестр выбрал чрезвычайно популярное сочинение Антонио Вивальди «Времена года» и красивейшую Серенаду для струнного оркестра до-мажор Петра Чайковского. Дирижировал оркестром, как всегда очень мягко и деликатно, уже не первый год сотрудничающий с филармонией питерский музыкант Игорь Манашеров, солировал — студент Московской консерватории Илья Мовчан, ученик знаменитого скрипача профессора Эдуарда Грача.

Наш оркестр не так уж часто балует своих поклонников так называемой популярной классикой, и, может быть, зря. На этот раз в зале было больше новой публики, тех, кто пришел на подобный концерт, возможно, в первый раз, больше мо­лодежи, даже маленькие дети. Между прочим, малыши вели себя на удивление тихо. Зато взрослые дали волю своим эмоциям — после концерта. Взволнованные слушатели не хотели расходиться и долго аплодировали музыкантам стоя. Но оркестрантам надо было спешить: у здания филармонии их уже ждал автобус, а впереди было пятидневное гастрольное турне по норвежской губернии Финнмарк.

Мурманский оркестр, в составе которого было и норвежское струнное трио «Север», выступил в Киркенесе, Вадсе, Тане и Альте. Все концерты проходили в местных церквях — кирхах. Норвежские городки, как известно, небольшие, но церкви были заполнены до отказа: люди съезжались со всей коммуны. «Надо было видеть, как спортивного вида бабульки лихо подкатывали к зданию на финских санях!» — делилась впечатлениями от поездки и. о. директора филармонии Елена Завалиенко.

Все концерты прошли на ура. Норвежцы горячо приветствовали наших музыкантов и солиста Илью Мовчана, который, по словам Елены Константиновны, с каждым разом играл все более уверенно и выразительно. Впрочем, порадовали ее не только радушие наших соседей, но и их необычайное трудолюбие, взаимовыручка и доброжелательность. Например, организацией гастролей занимался лишь один человек, и при этом все было сделано на самом высоком уровне. А во время выступлений еще один человек и на контроле стоял, и чаепитие организовывал, и множество других дел успевал сделать. Такой расторопности можно только позавидовать.

Ночью накануне отъезда из Таны температура воздуха резко понизилась, и современный автобус-гигант, перевозивший музыкантов, «замерз». В этой критической ситуации (срывался гастрольный график!) водитель-мурманчанин не остался без помощи. Около трех часов владельцы нескольких машин суетились вокруг, помогали кто чем мог — и инструментами, и советом, да просто посидеть-погреться в свои машины приглашали. А ведь у всех были собственные дела и заботы.

Долгий путь в поездке скрашивали красоты природы. Скрипачка Елена Сафонова, впервые оказавшаяся в Норвегии, была очарована живописными горами с застывшим «сказочным» водопадом. А в Альте, самом большом из гастрольного турне городе, яркое впечатление оставила ледяная скульптура с разноцветной подсветкой, которая особенно эффектно смотрелась вечером. Ни у кого из гуляющих и в мыслях не было разрушить эту красоту. Как тут было не вспомнить о скульптурах мурманского конкурса «Снежная фантазия», которые всякий раз подвергаются нашествию вандалов...

Концерты оркестра проходили, как и положено, по вечерам. Но одно из выступлений — в здании администрации города Вадсе — состоялось в совершенно неурочное время -в 9 часов утра.

— Ребята, конечно, не выспались, но смогли собраться и сыграли замечательно, — рассказала Елена Завалиенко. — Интересно было наблюдать, как строгие, чопорные лица чиновников под воздействием музыки Вивальди постепенно пре­ображались, а у некоторых на глазах даже выступили слезы.

Вернувшись домой, Мурманский филармонический оркестр приступил к репетициям оперы Пуччини «Богема». В этом очередном международном проекте, как и прежде, примут участие солисты Норвежской национальной оперы. На этот раз им не придется специально разучивать свои партии на русском языке, как это было год назад при постановке «Евгения Онегина». «Богема» давно находится в репертуаре театра. А вот нашим музыкантам и хору «Амадеус» предстоит здорово потрудиться. Для них опера станет очередным серьезным испытанием на профессионализм.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 27 апреля 2006 года.

газета «Мурманский вестник»