Любопытный киноэксперимент задумал шведский продюсер и кинорежиссер Андерс Бьёрнхаммар из Будена, познакомившись здесь с камерным оркестром Мурманской филармонии во время его прошлогодних сентябрьских гастролей. Он решил сделать фильм о жизни двух музыкальных коллективов, мурманском камерном оркестре и симфоническом оркестре из Хельсингборга на юге Швеции. Причем не просто рассказать об их деятельности и провести некую аналогию, но и показать то, что обычно остается за кадром: жизнь музыкантов в разных странах во всем ее многообразии — в творчестве, общении, семье, на отдыхе...

Это попытка создать групповой полифонический портрет людей, объединенных музыкой. Кстати, на Западе документальное кино, в отличие от нашей практики, ценится как полноценный жанр киноискусства и может собирать полные залы, принося немалый доход.

Сейчас съемки завершены, фильм монтируется и к концу лета будет готов. Осенью автор планирует показать его на фестивале документального кино в Финляндии. Премьера фильма состоится и на мурманском телевидении.

О том, как проходили съемки, рассказал один из участников проекта, концертмейстер камерного оркестра, скрипач Дмитрий Гилев:

— Бьёрнхаммар, можно сказать, детально изучил нашу жизнь; съемки проводились даже дома у музыкантов. Он знал по именам всех, его интересовал каждый. Снимал работу оркестра, ездил вместе с нами в Кировск. Побывал в музыкальной школе и в кафе, где некоторые из наших музыкантов работают.

— Я знаю, что вы специально ездили на съемки в Хельсингборг, знакомились с местным оркестром?

— Сначала из Хельсингборга к нам в Мурманск приезжала одна из концертмейстеров Кирсти Кууск. Кстати, она родом из Эстонии и училась в Москве. Так что у нас не было никакого языкового барьера. Мы даже нашли общих знакомых. А потом в Хельсингборг ездил я как концертмейстер и Марина Письменская, наша молодая альтистка, получившая с помощью Баренц-секретариата стипендию для стажировки.

— Что общего между шведским и мурманским оркестром?

— Итам, и тут музыканты. И там, и здесь есть проблемы, в том числе и финансовые. Конечно, у шведов существует такая организация работы, о которой мы даже не можем мечтать. Оркестр занимает отдельное здание, где оборудовано все не только для работы, но и для отдыха. Это и не удивительно. Оркестр в Хельсингборге существует с 1910 года, он — один из старейших в Швеции. Наш оркестр отработал только третий сезон. Так что стартовые позиции совершенно разные. У них есть давно сложившиеся традиции, мы свои только нарабатываем.

— Ну а чем примечателен сам город?

— Хельсингборг — старинный город с историческим центром и своеобразной современной архитектурой. Самое интересное то, что он находится на берегу пролива, по другую сторону которого расположена Дания. Через пролив виден замок Эльсинор, тот самый, в котором якобы проходило действие шекспировской трагедии «Гамлет». По проливу курсирует паром под названием «Гамлет».

— Как вы ощущали себя в качестве киногероя и трудно ли было сниматься?

— Яне чувствовал себя киногероем, потому что это документальное кино. Иногда приходилось что-то повторять, когда кадр не вышел, план не тот. Например, мы пять раз переходили улицу в Хельсингборге, потому что все время делали что-то не так. Но переходить было приятно, поскольку шли мы мимо цветочных клумб.

— Какое значение вы, участник проекта, придаете фильму?

— Появляется ощущение, что наш оркестр интересен не только в Мурманске, но и даже за границей. Это означает, что в оркестре есть «изюминка», некое своеобразие, которое заметно со стороны.

Лариса ЛОБАНОВА, газета «Аргументы и факты», июль 2002год.

газета «Аргументы и Факты»