И соседи высоко оценили мастерство мурманского оркестра.

Как утверадают путеводители, Хаммерфест — самый северный город в мире. Находится он в губернии Финнмарк, а этот кусочек Норвегии, имеющий с Россией общую границу, обладает своим особым колоритом. Здесь издавна встретились, да так и остались мирно сосуществовать друг с другом норвежская, саамская, финская и русская культуры. Неудивительно поэтому, что на фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения композитора, писателя и общественного деятеля Северной Норвегии Уле Ольсена, получил приглашение и камерный оркестр Мурманской областной филармонии.

Для молодого, созданного всего лишь год назад коллектива это была первая зарубежная поездка. И потому очень ответственная. От дебюта перед иностранной аудиторией во многом зависела дальнейшая реализация творческих планов коллектива, его, как теперь принято говорить, «раскрутка». В общем, необходимо было выложиться «на все сто». И с этим не возникло бы особой проблемы, если бы не одно существенное обстоятельство.

Выступив в октябре с оркестром на открытии сезона, главный дирижер Дамиан Йорио, связанный другими контрактами, вынужден был накануне гастролей передать руководство своим детищем другому. Так что выступления в Норвегии стали для молодого питерского музыканта Геннадия Чернова, принятого в филармонию на должность второго дирижера, дебютом, а для оркестра — испытанием на профессионализм и мастерство.

Вместе с тремя норвежскими хорами и одним духовым оркестром наш коллектив участвовал в двух сборных фестивальных концертах, исполнив сюиты Уле Ольсена. Дал он и один сольный концерт в местной церкви-кирхе. Поняв, что имеет дело с профессионалами высокого класса, оргкомитет предложил мурманчанам исполнить на закрытии фестиваля гимн Хаммерфеста. Что они с блеском и сделали, просмотрев ноты буквально за 15 минут до выступления. По словам очевидцев, это произвело на слушателей эффект разорвавшейся бомбы.'

— Мы услышали камерный оркестр мирового уровня. Он стал украшением нашего фестиваля, — выразил общее восхищение в своем выступлений заместитель мэра города.

Однако долго почивать на лаврах музыкантам не пришлось. Вернувшись домой, они после небольшой паузы приступили к репетициям новой программы, посвященной 250-летию со дня смерти великого немецкого композитора и органиста И. С. Баха. В программу выступлений, которые состоятся в филармонии 25 и 26 ноября, включены два Бранденбургских концерта — по всеобщему признанию, одно из чудес мирового музыкального искусства. Концерты названы так потому что написаны Бахом по просьбе маркграфа Бранденбургского Христиана Людвига, страстного любителя музыки, который содержал свой небольшой оркестр. Любопытный факт: после смерти маркграфа его богатое музыкальное наследство было описано, а баховские сочинения инвентаризированы под общим названием «Концерты различных композиторов». И оценены по 4 гроша (!) за каждый. Впоследствии они долго пылились в различных архивах...

В историю музыки Бах вошел родоначальником клавирного концерта. По мнению специалистов, все они «совершенны пластичной красотой, изяществом, глубиной выразительности». Один из них, ре-минорный, музы­канты также готовятся исполнить на концертах.

Помимо сочинений Баха в программу вошли кончерто гроссо № 12 Г. Ф. Генделя, гениального композитора и органиста эпохи барокко, и «Коллаж на тему BACH» современного эстонского композитора Арво Пярта. Это имя хорошо известно профессионалам, но, наверное, далеко не всем любителям музыки. Дело в том, что двадцать лет назад Пярт уехал из СССР, и его произведения надолго исчезли из концертных программ, а имя, как полагалось тогда, не подлежало официальному упоминанию. В «Коллаже» композитор, используя стилистические черты неоклассицизма, стремился приблизиться к духу классической «абсолютной музыки» и почтить память гениального композитора.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 21 ноября 2000 год.

газета «Мурманский вестник»