Кубинский переполох
Одержимый философ от музыки заставил мурманчан «зазвучать»
 
Это только климатологи говорят, что весеннее потепление в заполярном Мурманске происходит из-за смены сезонов. Мы-то с вами знаем, что это не так! Стоило только знаменитому петербургскому перкуссионисту кубинского происхождения Йоелю Гонсалесу заявить о концертах в заполярной столице, как прекрасная половина Мурманска облачилась в весенние наряды и отправилась зажигать под афро-кубинские мелодии секстета «Филоритмика», созданного этим одержимым философом от музыки, видимо, как раз для того, чтобы независимо от катаклизмов заполярной погоды, на душе наступала весна.
 
Магия ритмов
Пританцовывающих и танцующих сидя на креслах, между рядов, у сцены и даже на сцене зрителей в концертном зале мурманской филармонии увидишь не часто. Ну так и афро-кубинские ритмы здесь звучат не каждый день! Виновник этого стихийного музыкально-танцевального переполоха Йоель Гонсалес выглядел не менее счастливым, чем зрители. Ведь это именно он придумал философию филоритмики и создал теорию о том, что каждый человек может «звучать», жить, петь, танцевать в соответствии с этими ритмами.
Моя беседа с Йоелем в перерыве между концертами началась с вопроса именно об этом – магии его ритмов: «У вас на выступлении весь зал танцевал сегодня, а зал был разновозрастной: от юных барышень до серьезных с виду матрон. Такое часто бывает, или только почувствовавший весну Мурманск отличился?».
- Это происходит везде, всегда. И мы живем этим, - объяснил Йоель. - Мы сразу «атакуем», раскачиваем зрительный зал, начиная с первой песни. А потом ловим ответ от зрителей. Но для того, чтобы поймать от зрителей волну энергетики, надо сначала ей поделиться. Все или почти все приходят зажатые своими мыслями, своими проблемами, надо заставить зрителей забыть об этом, услышать наши природные ритмы и свои тоже.
- Вы известны не только как мульти инструменталист, перкуссионист, но и как автор философии о внутренних ритмах человека. Что это за идея, за проект, как он «работает»?
- Я назвал эту идею «филоритмика» от слов «фило» и «ритм», то есть это философия, любовь, знание своих внутренних ритмов. Это мой термин, я его придумал, а семь лет назад создал свой большой музыкальный проект – секстет «Филоритмика», в который вошли кубинские и российские музыканты. У каждого из них сумасшедший ритмический арсенал, это дар от природы. Все наши мелодии, песни на выступлениях – это импровизация. Я бы сказал, это музыкальная свобода, это свободное звучание ритмов, которые есть в нас самих, которые живут в нас.
- Вы так слаженно играете, что в это почти невозможно поверить.
- На выступлениях мы, конечно, берем за основу некий музыкальный фундамент, заготовку, а дальше начинается импровизация, свободная игра. Тут прежде всего срабатывают опыт, мудрость и понимание друг друга, потому мелодии звучат очень органично. Но все они рождаются в нише нашей внутренней свободы, если вы заметили, на наших концертах все намешано и перемешано: афро-кубинские, испанские ритмы, латино-американский джаз, новый фламенко, фьюжн. А самое главное для нас, что людям хорошо от этого, они чувствуют свои ритмы и природные вибрации, подпевают, танцуют, не могут усидеть на месте!
 
Свободное дыхание
- Вы философский человек. Почему вы в 1991-м, когда вам был лишь 21 год, сорвались из южной солнечной Кубы на другой континент, в северную страну, в дождливый Санкт-Петербург? Это меня в вашей биографии потрясло.
- Меня это самого потрясло. Так, что до сих пор не могу уехать отсюда.
- Ну и что же именно вас привело сюда, что вам близким показалось в самой трудной, пожалуй, новой России, России 90-х?
- Если вы меня поймете, я всю жизнь стремился свободно дышать. В 13 лет я ушел из дома. И все, с тех пор и до сегодняшнего дня я дышу свободой. И я проповедую свободу. В том числе и с помощью своей философии филоритмики, своего проекта «Филоритмика». 
- Россия, ментальность российская, помогает этой свободе?
- Да, везде, в любой стране вы можете дышать свободой. Ведь это вы дышите, никто не делает этого за вас. Свободу не нужно специально искать, потому что она внутри вас.
Я увлекаюсь разными философиями, религиями, в том числе буддизмом. И во многом разделяю его взгляды. Например, считаю, что есть карма. В моем случае она тесно связана именно с Россией, именно с Петербургом.
Я уже давно хотел поехать путешествовать дальше и по России, и по миру. Например, поехать в Европу. Но нет, ничего из этого не вышло! Петербург не пускает. Видимо, я обязан закончить какие-то определенные действия здесь. Потому что значение кармы в буддизме – это действие. И если что-то кармой предначертано, то непременно надо завершить какой-то круг действий, выполнить урок.
В этом есть мистика какая-то. Но я в это верю.
 
Кармическое путешествие
- Как вас, кубинца, занесло в заполярный Мурманск?
- О, у меня здесь очень много друзей! Я здесь был много раз, и в «старой» филармонии, и в потрясающе красивой, обновленной выступаю уже не первый раз. Мне нравится этот город, нравятся его люди, нравится сюда приезжать. И я скажу еще больше – именно отсюда я отправился на ледоколе «50 лет Победы» в путешествие на Север полюс, и три года назад стал первым кубинцем, сумевшим там побывать! 
- Это тоже кармическое путешествие было? Как вообще у вас, кубинца, родилась идея этого путешествия?
- Я, как буддист, считаю, что в нашей жизни все решает карма. Есть такой причинно-следственный кармический закон – сколько мы отдаем, столько и получаем. Все что с нами происходит – это ответ на наши действия, то есть мы сами вольно или невольно создаем условия для событий, которые с нами происходят.
Моему вроде бы неожиданному путешествию на Северный полюс предшествовал ряд событий. Все началось здесь, в Мурманске, на гастролях. Я выступал с дуэтом «Интемпоралис», это был наш большой интересный музыкальный проект. Он уникален тем, что в нем лучшие образцы мировой музыкальной классики смешиваются и переплетаются с интонациями, тембрами, ритмами других культур – Кавказа, Азии, Африки, Латинской Америки. И классика перестает быть «музейной», становится живым организмом, обретает новое звучание, новую жизнь. А слушатели начинают чувствовать свое родство с другими народами земли.
Наше выступление очень понравилось, и нам предложили участие в благотворительном проекте. Я не хочу этим хвастаться, но мы сразу согласились. И после мурманских гастролей поехали в Москву, где отыграли концерт для того, чтобы собрать деньги на операции восьми тяжелобольным ребятишкам. Нужна была очень большая сумма, чтобы этим детям смогли сделать высокотехнологичные операции на сердце. И нам удалось эту сумму собрать. Мы узнавали о судьбе этих деток, их родители очень благодарили, сказали: «Спасибо большое, вы спасли детские жизни».
А через неделю после концерта мне позвонил мой друг, петербургский подводник и художник и позвал в путешествие на Северный полюс. Для меня это было как подарок. И я считаю это путешествие, которое, можно сказать, «родилось» на концерте в Мурманске, кармическим.
 
Анжелика КОВАЛЕВА, "Вечерний Мурманск" 16 марта.
 
ВСТАВКА 1
Девиз секстета «Филоритмика» - любовь к ритму, природным вибрациям, преданность музыке. Его цель – дать почувствовать аудитории, как природные вибрации превращаются в музыкальные ритмы, и какую это может приносить радость.
У коллектива большой ритмический арсенал, в который входят афро-кубинские, испанские, латино-американский мелодии, новый фламенко и фьюжн.
В состав группы «Филоритмика» входят кубинские и российские музыканты: Енисей Гонсалес Аграфохо – вокал; Гийермо Рейес Эстевенс - гитара трес; Юнески Руис Вилламил – конгас; Андрей Фахриев - бас-гитара; Владимир Слободин - гитара фламенко; Йоель Гонсалес - барабаны, перкуссия.
 
ВСТАВКА 2
Йоель Гонсалес родился 26 сентября 1972 года в кубинском городе Сьенфуэгос. Начал заниматься музыкой в возрасте 9 лет, учился в начальной музыкальной школе, позже поступил в Национальную школу искусств в Гаване.
В 1990 году окончил Международную школу искусств в Гаване по специальности «дирижер» и «исполнитель на ударных инструментах», работал в кубинских биг-бэндах и малых группах.
В 1991 году Йоель покинул Кубу. Переехав в Санкт-Петербург, он организовал несколько собственных ансамблей, ориентированных на исполнение афро-кубинской танцевальной музыки. В середине 1990-х самостоятельно организовывал международные фестивали латиноамериканского джаза в России. В разное время Йоель входил почти во все ансамбли, исполнявшие латиноамериканскую музыку, регулярно появляясь в джазовых и многочисленных латиноамериканских клубах. В конце 90-х годов начал выезжать на фестивали. Выступал в сборных международных ансамблях, объехал почти всю Россию.