В нашей филармонии выступил знаменитый оркестр Мариинки
Текст: Вишневский Павел
 
В 18 часов с минутами 29 апреля к вокзалу Мурманска подкатил спецпоезд с необычными пассажирами. В серых вагонах с красными эмблемами XVII Пасхального фестиваля к нам приехали музыканты знаменитого симфонического оркестра Мариинского театра Петербурга. Уже три недели артисты колесят из города в город по России, а завершится фестиваль 9 мая в Москве на Поклонной горе.
 
Возглавляет и фестиваль, и оркестр, и весь Мариинский театр маэстро Валерий Гергиев, у которого в этом году два юбилея: 2 мая Валерию Абисаловичу стукнуло 65 лет и 30 из них с 1988 года он дирижирует всемирно известным оркестром, ведущим родословную с начала XIX века!
 
В семнадцатый раз Валерий Гергиев раскручивает по стране Пасхальный фестиваль. В этом году в его географии более тридцати российских городов, огромный коллектив ведет жизнь на колесах. Не начинается ли у музыкальных кочевников специфической «железнодорожной болезни», о которой, помнится, с болью рассказывал еще Остап Бендер?
 
- Да нет вроде! - сказали мне на улице после концерта в Мурманской филармонии кларнет и валторна. - Вот сейчас идем на вокзал, и сразу отправление. Завтра вечером у нас концерт уже в Петрозаводске… 
 
 
Но вернемся на три часа раньше, в Большой зал. Начало концерта задержалось на полчаса, поскольку оркестр, приспосабливаясь к акустике концертного зала, опробовал варианты программы. Надо подчеркнуть, что мурманская публика не роптала, а пребывала в приятном предвкушении. Билетов, разумеется, не было в кассах еще за месяц, но один штришок показался мне символическим.
 
- Впервые за двадцать лет сижу в нашем зале на ступеньках! Даже приставных стульев не хватило! - со смехом говорила мне знакомая сотрудница филармонии.
 
На сцене едва уместился огромный коллектив из шестидесяти оркестрантов. Одних контрабасов в правом крыле пять штук!
 
В репертуаре оркестра сотни произведений - от миниатюр до симфоний. Какую же программу для акустики нашего филармонического зала подобрал Валерий Гергиев?
 
Началось выступление словно бы издалека на точно выверенном пиано. Клод Дебюси, «Послеполуденный отдых фавна», где властвуют мягкие духовые - флейта, гобой, фагот, валторна. Прозрачность исполнения подчеркнул легким позвякиванием на пределе восприятия слухом высоких частот ударник Андрей Хотин на так называемой античной тарелочке. А заключительные три нисходящие к пианиссимо ноты удивительно глубоко и четко взяли не смычками, а щипком контрабасы…
 
Зал после секундной паузы взорвался аплодисментами.
 
 
Постепенно стала проясняться задумка дирижера. Акустические особенности нашего зала подталкивали маэстро Гергиева скорее к камерным, чем к громовым произведениям. Поэтому «Итальянская симфония» Феликса Мендельсона, поэтому Концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха, где блеснула первая скрипка Ольга Волкова, поэтому Симфония № 1 «Классическая» молодого Сергея Прокофьева, когда за кулисы ушла едва ли не треть оркестра, а на сцене остались практически одни струнные.
 
Сто лет назад Прокофьев сочинил эту симфонию «под Гайдна», а название «Классическая» объяснял так: «Из озорства и в тайной надежде, что со временем эта симфония так классической и окажется…» А полтора года назад в Москве в Камергерском переулке на открытии памятника Сергею Прокофьеву в честь его 125-летия Валерий Гергиев дословно сказал: «Не было больше в ХХ столетии таких мелодистов, как Прокофьев».
 
Овация, отдельные выкрики «браво!». С таких выдающихся концертов без исполнений на бис не отпускают. И Гергиев со своими оркестрантами сыграл фрагмент балета «Щелкунчик» Петра нашего Чайковского. Никогда не слышал «Вальс цветов» живьем в исполнении такого большого коллектива, а теперь словно прорезался новый слух. Впечатляет!
 
На сцену вышел исполняющий обязанности губернатора (Марина Ковтун была в тот день вне области) Алексей Тюкавин и от всех мурманчан поблагодарил Валерия Гергиева за искреннюю радость погружения в самую сердцевину симфонического искусства. К ногам дирижера вынесли корзину цветов от правительства области, при чьей поддержке концерт и состоялся.
 
Тот факт, что концерт в Мурманской филармонии оказался по-своему уникальным, подтверждается тем, что на следующий вечер в Петрозаводске оркестр Мариинского театра играл совершенно другую программу, где гвоздем стала «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса. А 1 мая на концерте в родном Петербурге музыканты блеснули Концертом для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса и фрагментами из опер с солистами Мариинки. В Москве же на Поклонной горе к оркестрантам присоединится знаменитый пианист Денис Мацуев.
 
…За рубежом дирижеров оркестров именуют кондукторами. Несмотря на то что на мурманском вокзале уже под парами стоял поезд, маэстро Гергиев отыграл полновесных два с половиной часа. Ведь приезд симфонического оркестра мирового уровня в далекий край- это событие, да еще какое! «Кондуктор не спешит, кондуктор понимает», не правда ли?
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 03.05.2018