В Мурманской филармонии блеснул калифорнийский джаз-певец
Текст: Вишневский Павел
 
Четвертый раз американский джазовый вокалист Калил Уилсон приезжает в Россию, но впервые занесло его в Мурманск. Занесло счастливым ветром, потому что концерт молодого калифорнийца потряс искушенную мурманскую публику.
 
Сын нигерийского эмигранта-музыканта с детства на сцене, но к джазу пришел не сразу, а через классическое оперное образование. Высокий баритон Уилсона иногда прорывался оперными концовками песен и на нашем концерте, но конек Уилсона, на мой взгляд, в замечательных вокальных мелизмах без слов.
Не перечесть певцов, исполнявших за последние шесть десятилетий песню Барта Ховарда 1954 года «Fly Me to the Moon», но Калил Уилсон «запустил на Луну» свой классический замедленный вариант этой некогда поп-композиции, украсив ее изумительной игрой голосом с бесконечными «тика-тика» и «ту-ру-ру».
Вообще-то джазовых стандартов на концерте было предостаточно, но кого этот голос напоминает? Ответ очевиден: великолепного молодого соул-певца из 1970-х Донни Хатауэя, трагически, к сожалению, погибшего в 1979 году в возрасте 34 лет. В 1971 году Хатауэй записал одну из первых кавер-версий знаменитой на джазовой сцене песни Лиона Рассела «A Song For You», а в 2009 году Калил Уилсон включил эту песню в свой первый альбом «Easy To Love». Причем практически нота в ноту повторил вариант исполнения своего заочного учителя.
Да-да, учителя. После концерта за кулисами Калил, перечисляя своих любимых исполнителей, подчеркнул: «И обязательно упомяните Донни Хатауэя, я ему многим обязан».
Любопытное совпадение, но заключавший концерт в Мурманской филармонии джазовый стандарт Гарри Руби «Three Little Words» в разные годы записали четверо других упомянутых Уилсоном корифеев джазового вокала - Элла Фицджеральд (1941), Мэл Торме (1956), Сара Воен (1959) и Кармен Макрэй (1960). Но наш Уилсон сделал из «трех маленьких слов» целый джазовый спектакль, в чем ему, конечно, помогли питерские музыканты Константин Хазанович (фортепиано), Михаил Фоминых (контрабас) и Андрей Иванов (ударные). Кстати, с ними Калил Уилсон записал в прошлом году второй и пока последний джазовый альбом в концертном исполнении.
Сопровождающий певца состав был великолепен. Пианист Константин Хазанович, ей богу, напомнил великого Леонида Чижика в лучшие годы! Нюансы и полутона бесконечных импровизаций на рояле, сочетание виртуозной беглости и медленной лиричности и при этом необходимость следить за сменой настроений непредсказуемого вокалиста - все это дорогого стоит. К слову, руководитель инструментального трио счел нужным отдельно поблагодарить со сцены звукорежиссера Мурманской филармонии Александра Чежина, выстроившего чудесный звук ансамбля из своего закутка на галерке.
Второе отделение концерта началось модным сейчас в джазовых кругах минимализмом. На сцене только контрабас Михаил Фоминых и певец. А звучала-то знаменитая вот уже 80 лет песня Брукса Баумана «East of the Sun (and West of the Moon)». Невольно сравниваешь ее исполнение с вариантом моей любимой Дайаны Кролл 1999 года. Там тоже исключительное по красоте соло на контрабасе, но певица разбавила его собственным свингом на рояле.
Теперь же Калил Уилсон рискнул обойтись вообще без клавиш, что в паре с таким продвинутым контрабасистом неудивительно. Браво, ребята.
Но апофеозом всего концерта стала мелодия Александра Бородина из оперы «Князь Игорь». Если помните, второй акт оперы завершается «Половецкими плясками» с хором девушек «Улетай на крыльях ветра». В 1953 году американцы Роберт Райт и Джордж Форрест адаптировали эту мелодию для дуэта двух главных персонажей бродвейского мюзикла «Фатум». С тех пор хор бородинских девушек зажил отдельной жизнью под названием «Stranger in Paradise», став хитом и для ритмичной попсы, и для распевных мастеров соула. Калил Уилсон, к примеру, показал, что не зря учился и оперному вокалу, и джазовой импровизации. Да и четвертый визит в Россию обязывал, наверное, продемонстрировать знание русской музыки. Зал поддержал певца овацией и цветами.
Из Мурманска 37-летний уроженец Сан-Франциско (Калифорния) отправился в Новосибирск и далее на Восток, и сибирякам можно только позавидовать, что Международный день джаза - 30 апреля - они встретят в веселой компании с Калилом Уилсоном и его питерскими друзьями.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 19.04.2018